Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад No 116
«Здоровячок" созданы условия для осуществления образовательной деятельности.
Оборудованы помещения:
- помещения группы -11;
- помещения спальни - 11;
- музыкальный зал - 1;
- физкультурный зал - 1;
- бассейн – 1;
- комната психологической разгрузки (сенсорная комната, моя песочница)- 2;
- комната дополнительных образовательных услуг – 1;
- комната конструирования- 1;
- комната для игры в шахматы – 1;
- кабинет учителя-логопеда - 1;
- кабинет учителя-дефектолога - 1;
- кабинет педагога-психолога - 1;
- методический кабинет - 1;
- медицинский кабинет - 1;
- кабинет заведующего - 1;
- кабинет заместителя заведующего по АХР - 1;
- костюмерная - 1;
- пищеблок - 1.
Объекты для проведения практических занятий
В образовательной организации функционирует 11 групп общеразвивающей направленности, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов, спортивный зал, музыкальный зал, бассейн. Для педагогов и административного управления в ДОО имеются 6 персональных компьютеров с выходом в Интернет, 2 ноутбука, моноблок, переносной и стационарный проектор, экран стационарный и переносной.
Библиотека
Образовательная организация отдельной библиотеки не имеет, но на каждой группе создан книжный уголок, в котором представлена художественная литература различных жанров/количество экземпляров - 1682 книги/. Данные книги находятся в свободном доступе для детей. Педагоги вместо библиотеки используют методический кабинет.
Спортивные объекты
В Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад No 116 «Здоровячок» имеется музыкальный зал, физкультурный зал, бассейн, центры двигательной активности в группах, оборудованные всем необходимым инвентарём, соответствующим правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики. Физкультурный зал оснащён необходимым спортивным оборудованием (см. «Паспорт физкультурного зала», размещенный во вкладке «Доступная среда»). Предусмотрено удобное размещение оборудования, чтобы дети имели возможность подходить к нему с разных сторон, не мешая друг другу. Имеется спортивная площадка на территории образовательной организации.
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут пользоваться необходимыми пособиями на общих основаниях, в том числе имеющимся в образовательной организации оборудованием.
Средства обучения и воспитания
В образовательной организации для детей с ОВЗ и детей-инвалидов созданы условия для организации образовательной деятельности: работает учитель-логопед /обеспечивает речевое развитие детей/, учитель-дефектолог /осуществляет образовательную деятельность с детьми ОВЗ/, педагог-психолог /обеспечивает развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, развитие психических процессов, осуществляет образовательную деятельность в рамках комнаты психологической разгрузки с релаксационным, активационным оборудованием/, охраны здоровья обучающихся и их питания, возможности для беспрепятственного доступа детей объектам инфраструктуры образовательной организации.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Детям обеспечен беспрепятственный доступ в здание образовательной организации, для маломобильных групп лиц оборудована входная дверь пандусом; дверные проемы расширены; оборудована санитарно-гигиеническая комната для инвалидов-колясочников. Конструктивные особенности здания МБДОУ No116 «Здоровячок» не предусматривают наличие пассажирского лифта, подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
На фасаде здания имеется табличка со шрифтом Брайля (дублирование для инвалидов по зрению зрительной информации наименования учреждения). В контингенте детского сада группы для детей – инвалидов по слуху и зрению отсутствуют, поэтому услуги сурдопереводчика (тифлосурдопереводчика) в штатном расписании не предусмотрены.
В контингенте ДОО нет детей – инвалидов колясочников, поэтому в оснащении материально – технической базы не предусмотрены сменные кресла – коляски.
Специальные условия питания
В МБДОУ No116 "Здоровячок" осуществляется питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами
СанПиН 2.3/2.4.3590-20. В учреждении организовано сбалансированное пятиразовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню, утвержденным МАУ "Центр социального питания" и согласованного с руководителем образовательной организации.
Для организации здорового гип аллергенного питания для детей с пищевой аллергией, созданы специальные условия питания с составлением индивидуального меню, на основании справок из медицинских учреждений.
Организация диетического питания - В образовательной организации организовано диетическое питание детей с особыми пищевыми потребностями в соответствии с представленными родителями (законными представителями) ребенка назначениями лечащего врача, заявлением на замену блюд и в соответствии с утвержденным набором продуктов для данной патологии.
Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по организации питания в общеобразовательной организации - МАУ "Центр социального питания".
МАУ «Центр социального питания»
Директор — Фадеенко Яна Николаевна
Адрес — 160024, г. Вологда, ул. Пугачева, 83
Телефон/факс: 8 (817) 227-96-25.
Электронная почта — myprt18vologda@yandex.ru
Специальные условия охраны здоровья
Медицинское обслуживание детей, в т.ч. детей с ОВЗ в детском саду осуществляет медицинская сестра. Ежегодно воспитателями дошкольных групп и инструктором по физической культуре разрабатывается и реализуется план работы по сохранению и укреплению здоровья детей. В рамках физкультурно-оздоровительной работы с детьми педагогами группы систематически проводятся: утренняя гимнастика, пальчиковая, дыхательная, артикуляционная гимнастики, подвижные игры, закаливающие процедуры: облегченная одежда, хождение босиком на физкультурных занятиях, полоскание рта после еды, мытье рук до локтя в теплый период времени; циклы познавательных бесед по формированию у детей представлений о состоянии своего организма, а так же умений беречь свое здоровье и заботиться о нем, физкультурные занятия /2 занятия в зале и 1 занятие на улице/, культурно-досуговые мероприятия, индивидуальная работа с детьми по развитию и коррекции основных видов движений.
Доступ к информационным системам
Доступа обучающихся к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусмотрено основной образовательной программой, а также адаптированной основной образовательной программой для детей с ТНР, адаптированной основной образовательной программой для детей с ЗПР. Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административными, педагогическими работниками и специалистами.
Электронные образовательные ресурсы
Дети с ОВЗ и дети – инвалиды могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам - для детей в рамках основного образования в соответствии с основной образовательной программой, а также адаптированной основной образовательной программой для детей с ТНР, адаптированной основной образовательной программой для детей с ЗПР не предусмотрен.
Специальные технические средства обучения
Коррекционно – развивающая среда Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад No 116 «Здоровячок» представлена:
- Кабинетом учителя-логопеда - специальное отдельное помещение для проведения коррекционно-развивающих занятий.
Рабочее пространство оборудовано необходимой мебелью (столами, стульями и др.); для развития артикуляционного аппарата - зеркалами (настенным, индивидуальными, настольным зеркалом для записи и последующего прослушивания записи); вспомогательными средствами для исправления звукопроизношения (соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки), демонстрационным и раздаточным материалом, чтобы сделать процесс обучения качественнее, увлекательнее и приятнее для детей, у которых появляется неподдельный интерес к процессу изучения новых знаний, благодаря визуализации материала и использованию игрового метода. Кроме того, включающие необходимые для логопедической работы с детьми материалы:
Дидактические материалы для обследования и коррекционно-развивающей работы:
- альбомы для обследования и коррекции звукопроизношения, слоговой структуры слов;
- наборы наглядно-графической символики (по темам: звуки, предлоги, схемы для звуко-слогового анализа и синтеза, схемы для составления предложений, рассказов, словообразовательные схемы и уравнения и т.п.);
- дидактические пособия по развитию словарного запаса: обобщающие понятия (посуда, овощи-фрукты, дикие и домашние животные, транспорт, детеныши животных, одежда, обувь и т.п.), целый предмет и его части, части тела человека, и животных, слова-действия, признаки предметов (качественные, относительные, притяжательные), слова – антонимы, слова – синонимы, слова с переносным значением и т.п.
- дидактические пособия по развитию грамматического строя речи по темам: согласование существительных с прилагательными, глаголами, числительными; глаголов с местоимениями; простые и сложные предлоги; простые и сложные предложения; однородные члены предложения, картинки и с изображением предметов, объектов, обозначаемых родственными и однокоренными словами и т.д.
- дидактические пособия по развитию связной речи: картины, серии картин; наборы предметных и сюжетных картинок для распространения или уточнения сюжетной линии; игрушки для составления рассказов-описаний, сборники сказок, рассказов для составления пересказов, различные детские хрестоматии; загадки, потешки, поговорки, скороговорки (в зависимости от возраста и уровня речевого развития детей) и т.п.
- дидактические пособия по развитию оптико-пространственных ориентировок: листы бумаги, плоскостные и объемные геометрические формы, настенные и настольные панно, модули, лабиринты и т.п.
- дидактические пособия по развитию моторно-графических навыков: наборы для развития чувствительности и подвижности рук, настенные и настольные панно и модули, конструкторы, ручки, карандаши, фломастеры, глина, пластилин и т.п.
- дидактические пособия по обучению элементам грамоты, разрезная азбука букв, схемы слов, контурные, силуэтные, объемные и др. изображения букв, изображения букв со смешанными или отсутствующими графическими элементами, рабочие тетради.
Пособия для обследования и сенсорного развития:
- Звучащие игрушки, музыкальные инструменты (бубен металлофон, пианино, барабан, гитара, балалайка, гармошка, колокольчики).
- «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными игрушками или пластиковыми фигурками
животных.
- Рамки-вкладыши и игрушки-вкладыши для раскладывания предметов по размеру.
- Настольно-печатные игры для развития зрительного восприятия и профилактики нарушений письменной речи («Узнай по контуру», «Чья тень?», «Чего не хватает?», «Узнай по деталям»).
- Настольно-печатные игры для развития цветовосприятия и цветоразличения («Радуга», «Разноцветные букеты», «спрячь бабочку» и т. п.) и др.
Пособия для моторного и конструктивного развития:
- Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым лексическимтемам.
-Разрезные картинки и пазлы по всем изучаемым темам.
-Кубики с картинками по всем темам.
-Игра «Составь из частей».
-Массажные мячики разных цветов и размеров.
-Игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.
-Мелкая и средняя мозаики и схемы выкладывания узоров из них.
-Мелкий и средний конструкторы типа «Lego» и схемы выполнения построек из них.
-Мелкие и средние бусы разных цветов.
-Пирамидки разной величины, набор матрешек разного размера, счетные палочки и др.
-Пособия для обследования и развития фонематических процессов, формирования навыков языкового анализа и синтеза, обучения грамоте:
-Разрезная азбука.
-Символы звуков, схемы для анализа и синтеза слогов, слов.
- Символы для составления картинно-графической схемы предложений.
- Символы простых и сложных предлогов.
- Наборы букв разной величины (заглавные и прописные), печатные, наборы элементов букв, которые можно раскрасить, вырезать по контуру, заштриховать, слепить из теста, пластилина, сделать из проволоки, картона, бархатной бумаги или наждачной.
-Карточки с перевернутыми буквами, схемами слов разной сложности.
-Дидактические игры в соответствии с разделами коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Специальными зонами:
Зона «Учимся говорить» включает: комплексы артикуляционных гимнастик; дидактический материал для фонетической ритмики; отдельные предметы, дидактические игры на формирование правильного речевого дыхания; комплекты картинок и табличек со звукоподражаниями; альбомы, дидактические игры по автоматизации звуков в слогах, словах, фразах, предложениях; настольные, пальчиковые театры для драматизации.
Зона мелкой моторики включает: картотеку пальчиковых игр; мелкие игрушки для обследования; картотеку игр с атрибутами: счетными палочками, карандашами; счетные палочки для выкладывания рисунка по образцу; дидактические игры по нанизыванию мелких предметов, бусин; игры с пластилином; игры с резинками; игра «Золушка» на сортировку мелких предметов, круп; игры со шнуровкой; шнурки, веревки для завязывания, перекручивания.
Математическая зона включает материалы: наборы геометрический фигур, объемных фигур; кассу цифр; измерительные инструменты, линейки, условные мерки; сыпучие материалы для измерения веса; группы предметов на составление неравенств; дидактические игры на расстановку математических знаков: больше, меньше, равно; дидактические игры на формирование количественных представлений, навыков счета, сложения, вычитания; лото, домино по различным направлениям; игры на составление рисунков по образцу из геометрических форм; вкладыши, почтовые ящики; тетради для записи примеров; наборы карандашей, фломастеров; плакаты по направлениям: части суток, времена года, часы, дни недели; часы, макеты часов; дидактические игры по формированию временных представлений; дидактические игры по формированию эталонов формы, цвета, величины.
Кабинет учителя-дефектолога - специальное отдельное помещение для проведения коррекционно-развивающих занятий.
Рабочее пространство должно быть оборудовано необходимой мебелью (столами, стульями, настенным зеркалом).
Дидактическое обеспечение кабинета должно включать:
- Материал для сенсорного развития (пирамидки разного размера и разной конструкции; коробки- вкладыши разных размеров; наборы геометрических фигур; логические блоки Дьенеша; цветные счётные палочки Кюизенера; тактильные коврики; дидактическая игры: «Форма и цвет», «Цветные
коврики» и др.) и др.;
- Наглядно-дидактический материал для развития речи (картинки с изображением различных предметов и ситуаций; иллюстрации разных времён года, частей суток; картинки из серии «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Мебель», «Транспорт», «Дикие и домашние животные и птицы», «Инструменты», «Деревья», «Цветы», «Насекомые», «Рыбы», «Школьные принадлежности», «Профессии» и др.) и др.;
- Наглядно-дидактический материал для развития мышления (сюжетные и предметные иллюстрации для развития наглядно-образного и элементов логического мышления; разрезные картинки (2-6 частей); пластмассовые и деревянные прищепки и основа для них; дидактические
игры: «Сравни и подбери», «Что лишнее» и др.);
- Материал для формирования элементарных математических представлений (счётные палочки, предметы разной длины; мелкий счётный материал; карточки с изображением разного количества предметов для счета; наборы цифр до 10 и др.);
- Материал для развития мелкой моторики (трафареты, шаблоны, штриховки; шнуровки и др.).
Кабинет педагога-психолога - специальное отдельное помещение для проведения коррекционно-развивающих и профилактических занятий, консультационной и диагностической работы с детьми и взрослыми. Работа педагога-психолога направлена на: развитие ВПФ и эмоционально-волевой сферы, обеспечение успешной адаптации к детскому саду и психологической готовности к обучению в школе, просвещение и консультирование на различные темы связаные с возрастными кризасами детей, их развитием и негативными аспектами поведения. Отдельным направлением является работа с детьми относящимися к категории с особыми образовательными потребностями.
Рабочее пространство должно быть оборудовано необходимой мебелью (столами, стульями).
Дидактическое обеспечение кабинета должно включать:
- диагностические пособия (диагностика ПВФ, эмоционально-волевой сферы, детско-родительских отношений и т.д.)
- дидактические пособия по развитию моторно-графических навыков: наборы для развития чувствительности и подвижности рук, конструкторы, ручки, карандаши, фломастеры, глина, пластилин и т.п.
- пособия сенсорного развития: музыкальные инструменты (бубен металлофон, пианино, барабан, гитара, балалайка, гармошка, колокольчики); «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными игрушками или пластиковыми фигурками животных; рамки-вкладыши и игрушки-вкладыши для раскладывания предметов по размеру; настольно-печатные игры для развития зрительного восприятия («Узнай по контуру», «Чья тень?», «Чего не хватает?», «Узнай по деталям»); настольно-печатные игры для развития цветовосприятия и цветоразличения («Радуга», «Разноцветные букеты», «спрячь бабочку» и т. п.) и др.
-пособия для моторного и конструктивного развития: плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым лексическим
темам; разрезные картинки и пазлы по всем изучаемым темам; игра «Составь из частей»; массажные мячики разных цветов и размеров; игрушки-шнуровки, игрушки-застежки; мелкая и средняя мозаики и схемы выкладывания узоров из них; мелкий и средний конструкторы типа «Lego» и схемы выполнения построек из них; мелкие и средние бусы разных цветов; пирамидки разной величины, набор матрешек разного размера, счетные палочки и др.; наборы геометрических фигур; логические блоки Дьенеша; цветные счётные палочки Кюизенера; тактильные коврики; дидактическая игры: «Форма и цвет», «Цветные коврики» и др.
- пособия для развития ВПФ: сюжетные и предметные иллюстрации для развития наглядно-образного и элементов логического мышления; разрезные картинки (2-6 частей); пластмассовые и деревянные прищепки и основа для них; дидактические игры: «Сравни и подбери», «Что лишнее», "Сложи по образцу", "Танграм", "Найди и покажи" и др.
- пособия для развития эмоционально-волевой сферы: "нарисуй эмоцию", "Азбука эмоций", "Театр настроений", "Подбери эмоцию" и др.
Специальными зонами:
Зона арт-терапии: песочная, музыкальная, танцевальная, изо, сказкотерапия.
Зона консультрования.
Комнатой психологической разгрузки (сенсорная комната) - специальное отдельное помещение, наполненное различного рода стимуляторами, которые способствуют развитию психических процессов, воздействуют на органы чувств, позволяют успешно решать задачи развития речи, осуществлять коррекцию личностных особенностей ребенка, создавая положительный эмоциональный фон.
Все оборудование комнаты психологической разгрузки условно подразделяется на 2 блока:
Релаксационный: оборудование для релаксации, зрительной стимуляции, развития воображения, расслабления, снятия стресса и напряжения: мягкое модульное оборудование (напольные маты).
Активационный – в него входят элементы, которые могут побудить к активным действиям и исследованиям, к развитию тактильных ощущений, развитию мелкой моторики, ловкости и координации движений: тактильные ячейки, тактильные панели и дорожки, стол – мозаика, панно «Дерево», лабиринты для развития моторики и опорно-двигательного аппарата, дидактический материал для развития мелкой моторики, логопедическое зеркало.
Работникам образовательной организации, прошедшими необходимое обучение (инструктирование) по сопровождению инвалидов в помещениях дошкольной образовательной организации и на прилегающей территории оказывается помощь, если такие дети зачислены в контингент ДОО. В настоящее время в контингенте ДОО детей – инвалидов, требующих помощь в сопровождении нет.
При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе МБДОУ №116 «Здоровячок» отсутствуют